tolitsch (tolitsch) wrote,
tolitsch

Мои крымские рассказы (часть вторая)

***
Сегодня писать особо нечего. На улице похолодало. Целый день бегаю по процедурам. На удивление, массаж и ванны у меня каждый день (7 ванн, 6 массажей). Экскурсию по Евпаторию совершить некогда. Хочется походить по узким улочкам и просто пофоткать. Сейчас схожу гляну, кто у них на дискотеках тусуется.
Продолжаю лечиться. Сегодня было 6 процедур. Вечером сходил в кино. Тут в стареньком клубе крутят бесплатно кино. Прям, как в моем безмятежном детстве. Сегодня показывали "5 невест". Добрая комедия с Даниилом Козловским, Лизой Боярской, Валерием Золотухиным и Марией Голуб. Ветер с моря ужасный. Жду погожие выходные. Кстати, деньги с карточек в банкомате здесь можно обналичить. Правда, какой процент возьмут, не знаю.
Выходной решили использовать с пользой. Купили экскурсии в Ялту. Стоило это хорошую копеечку, но глупо было бы, очутившись в Крыму, не изучить его получше. В 6:30 мы были уже в автобусе. От Евпатория до Ялты более 100 километров по побережью. До Симферополя дорога была вся в трещинах. От Симферополя до Ялты асфальт свежий ровный. Пожалуй, это единственная длинная трасса между городами, где бегают троллейбусы. По дороге экскурсовод сыпал информацию о Евпаторийских и Сакских здравницах, лечении в этих краях императорской семьи Романовых, афганского короля и прочее. Напомню, что Крым у турок отбили при Екатерине Великой (нет, не Зыковой, другой).Первая наша остановка была возле дорожного кофе. Напротив был мемориал Михаилу Илларионовичу Кутузову (Кутузовский фонтан). Вроде бы где-то здесь во время одной из турецких войн его ранило картечью в голову. Пуля вышла из правого глаза . По логике вещей, великий генералиссимус должен был отдать в этих местах Богу душу. Но кто-то ведь должен был Наполеону вставить. Поэтому Кутузов и остался жив. Вода из близлежащего источника оказалась целебной, а в Симферопольском госпитале его шустро поставили на ноги. Барельеф на этом месте стоял давно, а медный памятник в честь возвращения Крыма России поставила Кутузову прокурор Полонская. Дальше наш путь лежал через Алушту в легендарное Ласточкино гнездо. Столько раз его по телевизору видел, давно хотел там побывать. Нам пообещали от Ласточкиного гнезда морскую прогулку. Правда, мне некто не сказал, что только к гнезду нужно преодолеть 600 ступенек, еще пару сотен ступенек вели к причалу. Впрочем, знай все это, я всё равно туда бы подался. Зарядка получилась не хилая. Зато сколько фоток осталось. В катер мы садились при сильной качке. Было немного стремно. От гнездышка нас прокатили вдоль побережья до Ялтинской набережной. Ее открыли еще до революции (Великой и Октябрьской - не путайте с переворотом майданутых). Набережная там двухъярусная. Про нее еще Чехов в "Даме с собачкой" писал. Естественно, мы с папой щелкнулись у памятника Чехова и собачке. Кстати, дам с собачкой там на набережной и сейчас немало. Встречались мы с группой там же на набережной у памятника Ленина. Ленину тоже памятник до революции поставили? Не думаю. Хотя, кто его знает, может еще в 1914 году авансом поставили. Из Ялты мы поехали в Никитский ботанический сад. Часок постояли в пробке из-за аварии. В саду нас ждала шикарная экскурсия. Запах там реально был обалденный, деревья реликтовые, и экзотические. Но очередная беготня по горному серпантину меня убила окончательно. Еще на одну экскурсию, смотреть кактусы, я был не в состоянии. Ушел в автобус писать этот текст. Устал жутко. Зато, какое настроение. Уже на обратном пути я узнал, что экскурсию чуть сократили. Должен был быть еще двухчасовой заезд в Никитский дворец. В общем, мне нужно больше уделять внимание физической подготовке, ведь впереди еще несколько авантюрных задумок.

***

Сегодня 26 апреля вторник. Вчера ничего не писал. После поездки в Ялту в воскресенье устал серьезно. Мышцы в ногах гудели весь понедельник. Все пришло в норму лишь к вечеру. Только моя "ахиллесова пята" левое колено побаливает, из-за чего ходить приходится медленно. В понедельник и во вторник у меня было по 6 процедур. Сразу после завтрака в 8:30 прогревание грязью лица вокруг ротовой полости. В пятницу был у невролога, пожаловался, что иногда, когда устаю, мне становится тяжело говорить, не могу языком повернуть, губы немеют. Вот он и назначил с понедельника мне дополнительную процедуру - теплую грязь в мешочках прикладываю к лицу. Посмотрим, поможет ли... Потом иду глотать кислородный коктейль. В 11:15 массаж воротниковый зоны (завтра уже будет последний сеанс). В 11:30 дыхательная ЛФК. Постоянно на нее чуть опаздываю. В 12:30 у меня аромотерапия. В час обед. После обеда в 14 :10 вихрившейся ванны. По завершении всего этого моциона возникает только одно желание - выспаться. Вообще, что-то мне в последнее время всегда хочется спать. Погода вчера опять была скверная. С утра моросил дождь, днем распогодилось, к вечеру уже дул холодный вечер. Сегодня с погодой было все на много лучше. Вечером после ужина с отцом даже на берегу посидели, морем подышали. В город пока особо не ходили. Здесь он не такой компактный, как в Анапе, а мы находимся на отшибе. Перед ужином прошлись до терминала, положили деньги на телефон. Проценты с нас сняли нехилые - 9,5%... Вообще, цены здесь на все выше даже, чем были в центре Анапы в прошлом году. Но, зато, кормят в санатории неплохо. Вкусно, стол шведский - накладывай сколько хочешь. Единственное, что напрягает - отсутствие умывальников в столовой. Еще мне нравится, как здесь организовывают экскурсии. Внизу на первом этаже в столовой (сама столовая - два зала находится на втором этаже) сидит представитель турфирмы предлагает поездки на выходные в Ялту, Севастополь, Симферополь, святым местам и т. д.. Цены тоже серьезные (билет до Ялты - 1000 руб., до Севастополя – 900). Впрочем, в Анапе в прошлом году цены примерно такие же были, даже чуть дороже. Один очень важный нюанс, на который следует обратить внимание, если ты едешь в экскурсию на целый день, у тебя есть возможность в столовой за три дня до поездки заказать с собой сухой паек. Несмотря на то, что устал, на следующий выходной я заготовил очередную авантюру. Все-таки неизвестно, когда еще в Крым попаду. Ну, а с культурно-развлекательной программой тут все хорошо, как в доброе советское время: дискотеки, бесплатные просмотры кино в зале на большом экране, концерты художественной самодеятельности, даже уроки танцев проводят.

Мое лечение потихоньку подходят к концу. Практически все процедуры закончились. Есть еще чуть меньше недели, чтобы просто отдохнуть, походить по Евпаторию пофотографировать. Сегодня до обеда прошелся по улице Шевченко до проспекта Ленина. Оттуда на трамвае проехались до мечети, поплутали по узким улочкам частного сектора. Такое впечатление, что эпизод "Брилиантовой руки", где Каневский повторял "Шорт побьери", снимался здесь. В общем, клёво. После обеда отдохнул. К вечеру прошелся пофоткал санаторий. Завтра очередная авантюра. Надеюсь, не просплю, и все получится. Поскольку завтра в интернет могу не выйти, всех с наступающей Пасхой. Христос воскрес!

Сегодня ездили в Севастополь. Сначала посетили старинный город, где обитала греческая колония, Херсонез. Там раскопки под открытым небом. Рядом храм святого Владимира. Есть придание, что в нем крестился Владимир Красное солнышко. Здесь же он венчался с очередной своей женой византийской принцессой. Византийский царь попросил Владимира кого-то там разогнать, за это обещал отдать в жены принцессу. Князь Владимир хвоста, кому просили, накрутил, а византиец свою часть договора решил не выполнять. Но Владимир с вежливыми людьми какой-то небольшой городишко на окраине Византии захватил. После чего пообещал вернуть домой и Византию. Царя такой расклад не устроил и дочку он замуж за Владимира отдал. В общем, запад уже в те годы выполнял свои международные договоренности только тогда, когда знал, что в противном случаи ему по шеи дадут. Так что Российская дипломатия только тогда имеет вес, когда во всем мире знают о возможностях наших ВКС.

Из Херсонеза мы поехали на площадь Павла Нахимова. Оттуда отправились на небольшой лодке на морскую прогулку. Посмотрели с моря на Российские военные корабли, памятники затопленным кораблям и т. д..

Затем прогулка по Севастопольской набережной, перекус в Элльпати. Следующая остановка была на Сапун-горе. Там в Великую Отечественную были самые кровопролитные бои. Защитники Севастополя держали там оборону 250 дней. Освободили город после долгих месяцев оккупации за 5 дней штурма. День освобождения Севастополя - 9 мая 1944 года. Сейчас на Сапун-горе музей боевой техники под открытым небом и прекрасная диорама, посвященная штурму этой самой горы.

Закончилась наша экскурсия в Балаклаве. Еще одна прогулка на маленьком кораблике по бухте с входом в море. В Балаклаве в горе был секретный док по ремонту подводных лодок, но он никогда там не работал. Не успели построить док, как стали строить новое поколение лодок, по размерам превышавшие старые - в ворота горы они влезть не могли. Кстати, в окрестностях Севастополя несколько веков добывают строительный известняк. Причем, открытым и закрытым способом. Поэтому горы там полые. Продолжаю спрашивать крымчан, жалеют ли оно присоединении Крыма к России. Ни один не сказал, что пожалел.

- О чем вы? - сказала мне одна. - Мы даже в годы вхождения в состав Украины в школах украинский язык не изучали. Всегда считали себя частью России.

Единственное, о чем я пожалел, что не смог заехать к своему однокласснику Руслану. Уж слишком большой этот город Севастополь - нужно было крюк в 30 километров делать. В общем, у меня есть повод вернуться в Севастополь.

***

Ну, вот и подходят к концу мои Крымские приключения. Сегодня 3 мая. Шестого уже буду дома, окунусь в привычную суету жизни. Впервые, наверное, я в санатории выполнил все свои намеченные планы. И весь курс лечения прошел, и по полуострову немного попутешествовал. Теперь будем смотреть, какой эффект будет от лечения. Чего я хочу получить от этого лечения? Хотелось бы элементарно не уставать от работы и все успевать. Тем более, что планов громадье. Впереди футбольный сезон, мероприятия в рамках "Руза заповедная", еще хочется сделать цикл интервью с интересными людьми, живущими среди нас. Надеюсь, никого не разочарую. Естественно, не собираюсь бросать свои занятия ЛФК. Есть еще куча интересных затей. Надеюсь, кое-что исполню. Погода сейчас в Евпатории не самая хорошая - второй день дуют сильные ветра - реально прохладно. Но я впервые поймал себя на мысли, что не устал еще отдыхать, как это было в Болгарии и Анапе, хотя в город уже не тянет. В общем, здесь не так уж плохо.

Вернулся я домой 6 мая.  Самолет у нас вылетал около 3 часов дня. Без двадцати шесть вечера мы были уже в Шереметьево. Такси от Евпатории до Симферополя стоит где-то 1200 рублей. Но нам повезло. Заезд в «Золотой берег» был массовым. Кроме инвалидов, в это же время отдыхали родители с детьми-инвалидами по программе «Мать и дитя». Их отправляли организованно на автобусе до аэропорта. Мы напросились у администратора Татьяны Павловны, и нас также отправили в Симферополь этим же автобусом. Благодаря Татьяне Павловне мы сэкономили полторы тысячи рублей.

Санаторий покинули в 9 утра после завтрака. От отдыха и лечения остались самые лучшие воспоминания. Время до посадки на самолет пролетело как-то быстро. В аэропорту был вай-фай. Я часок в зале ожидания полазил по интернету, прочитал свой пост про лечение год назад в Анапе. Потом пошли на регистрацию. Подошли к стойке, сдали вещи. Я начал в кармашке сумки искать свой паспорт. Елки-палки – паспорта нет. В течении полминуты у меня в голове пролетел весь ужас от потери паспорта . Но подошел папа залез поглубже в мой карман  и выудил оттуда заветную корочку. Гора упала с плеч. Дальше проверка - обычные нормы предосторожности. Еще часа два в «чистой зоне» и мы на борту огромного «Эрбаса». Пожалуй, впервые за время моих полетов при приземлении в Москве у меня жутко заболела голова. Потом вышли воздух, пока ехали на автобусе до зала прилета, стало легче. Здесь было теплее, чем в Крыму. Встречавший нас брат, чуть заплутал по территории аэропорта. Минут 20 пришлось подождать его машину. Дальше было всё без приключений. Единственная неприятность, речь меня в конце дня стала подводить. Язык заплетался, вокруг губ был какой-то напряг. Раньше такого со мной никогда не случалось. В 9 вечера мы были уже дома. С утра с речью у меня уже все стало в норме.

Постскриптум.

Часто слышу обиду со стороны инвалидов других областей, мол, вот вам москвичам везет, ездите в санатории каждый год, а у нас раз в 4 года получается. Не знаю, я по этой новой льготе отдыхаю второй раз  в жизни. Правда, второй год  подряд. Эту путевку мне предложили как горячую. В принципе, мне обе поездки понравились. Кстати, в Евпатории в дни моего заезда отдыхали жители Москвы и Московской области. С чем это связанно, ума не приложу. Может, соцзащита на периферии мышей не ловит, а может областные бюджеты урезают расходы на эту статью. В любом случаи, нужно не москвичей к знаменателям других областей подводить, а наводить порядок в провинции.

Что же касается меня, то я через недельку решил сдать проездные в соцзащиту, чтобы получить деньги за билеты на самолет и встать на очередь снова. Стоит отметить, что если ты решаешь ехать в санаторий поездом, то тебе в соцзащите выдают какие-то талоны, и ты в кассе меняешь их на билеты на поезд, потом в качестве отчета, привозишь эти билеты. А на самолет ты билеты покупаешь на свои деньги, а потом тебе на счет возвращают потраченную сумму. Но какой в Евпаторию может быть поезд? Он туда и не ходит.
Взял я в пенсионном фонде справку, что от путевки не отказался и компенсацию за это не получаю и пошел в офис соцзащиты. Думал, сейчас все свои проблемы решу. Увы, все это оказалось не так просто. Оказывается, чтобы получить деньги за самолет, я должен съездить на электричке в Москву и взять справку в справочной вокзала о стоимости билета в Евпаторию на поезде. Чисто чиновничий идиотизм. Кто мешает им включить компьютер и посмотреть в интернете эту самую цену? Причем, справка эта именная и выдается только при предъявлении паспорта. Какая у тебя группа инвалидности, как ты будешь добираться до вокзала, это никого не интересует.

А для того, чтобы встать на очередь на получении путевки, я должен привести справку от невропатолога, что мне необходимо санаторно-курортное лечение.

Вот тут и начался цирк. Прихожу в поликлинику, пытаюсь через автомат встать на очередь к врачу, а он не читает номер моего полиса. Подхожу в регистратуру, объясняю ситуацию. Регистраторша ворчит, что нужно на очередь записываться через автомат, она через компьютер меня записать не может. Но, правда, берет мой полис, подходит к автомату сама. Набирает номер моего полиса – результат тот же. Тогда идет обратно на свое рабочее место, стучит по клавишам компьютера, говорит в какое время и какого числа мне приходить на прием. Спрашивается, зачем ты к автомату бегала?

На приеме у невропатолога Стрижкиной цирк продолжается. Объясняю, зачем пришел, для чего нужна справка. Доктор меня выслушала, открыла мою медицинскую карту, читает, что в последний раз я к ней приходил месяц назад за этой же справкой.

– Какую тебе справку? Мы тебе ее месяц назад давали. Не получишь ты никакой справки.

Снова-здорово. Объясняю еще раз:

– По той справке я в санаторий уже съездил, а эта мне нужна, чтобы на очередь на путевку на следующий год встать.

– Нет, приходи через год. Тебе одна путевка на два года положена.

–– Неположенную путевку мне никто не даст. Что вы волнуетесь? Мне справка нужна, чтобы встать на очередь. С какой стати я должен год терять?

Минут пять препирательств. После чего госпожа Стрижкина делает вид, что делает мне одолжение и соглашается написать справку.

В Москву я еще через неделю ехал по своим делам, там справку и взял. Вот так месячная волокита, немного потрепанных различными пустяками нервы и, возможно через год или два у меня состоится новая поездка в санаторий. По крайней мере, я на это надеюсь.

Единственное, что мне хотелось бы, так это избавиться от глупой бюрократии. Ведь в век интернета можно сделать единые базы данных и все довести до автоматизма.

Севастопольhttp://tolitsch.livejournal.com/57889.html

Ялта http://tolitsch.livejournal.com/57816.html

Санаторий "Золотой берег" Евпатория

Евпатория

Курорт Анапа

Tags: Евпатория, Крым, Путевые заметки

• Мое путешествие в Зарядье

Наконец-то мне удалось заставить себя забить на все и отправиться в мини-путешествие. Реально заставить. С тех пор, как в марте…

• Мои Крымские рассказы (часть первая)

От автора. Наконец-то я собрал все свои дневниковые записи по моей поездке в санаторий в Крым. Добавил сюда свежую последнюю и главу и написал…

• История станции Турдей

Оригинал взят у tolitsch_2 в История станции Турдей Нашел в одной из сетей у Ларисы Шепиловой старые фотографии родного поселка. Сколько…