tolitsch (tolitsch) wrote,
tolitsch
tolitsch

Прогулка по Боровску

Благодаря агрохолдингу «Русское молоко», любезно предоставляющего свой комфортабельный пятидесятиместный автобус, инвалиды Рузского района имеют возможность раз в месяц совершать бесплатные туристические поездки  по разным интересным точкам нашей округи. Кстати, пользуясь возможностью, выражаю огромное спасибо собственнику фирмы Василию Бойко-Великому и генеральному директору Геннадию Белозерову.

 

 

Поскольку в обществе инвалидов в основном все люди пенсионного возраста, то ездить по желанию большинства приходиться чаще всего по так называемым святым местам, церквям, монастырям и прочим «пустыням». Представляете, всю жизнь люди на партсобраниях и месткомах глотку драли, а теперь вдруг все в одночасье вдруг стали верующими. Впрочем, желание людей жить вечно, с точки зрения психологии, мне понятно. А по сему, я никого не осуждаю за стремление попасть в рай. Просто со стороны это выглядит как-то нелепо. Ходить по этим «намоленным тропам» весьма скучно и уныло. Слушать байки священников про духовность, святость и «единственный правильный путь – путь к богу» так нудно, что хоть вешайся (у меня такое впечатление, что всех этих святых отцов били одним и тем же пустым мешком по голове). Но выбирать не приходиться -  любая экскурсия это возможность развлечься.

 

 

Вот и на этот раз поехали мы в небольшой городишко в Боровск, что на границе Московской и Калужской области, в Пафнутьев монастырь. Благо ехать до Боровска всего час. На минском шоссе повернули на Верею у поста ГИБДД. Мне этот пост шикарно нравится, как говорят в Одессе. Там на коньке крыши здания пристроен горбатый «Запорожец» - пустячок, а уже изюминка.     

 

Боровск городишко небольшой, но церквей в нем, аж 15 штук, да еще пару монастырей (мужской Пафнутьевский и женский старообрядческий). Мы даже сначала немного заплутали с этими указателями – чуть было не туда повернули. Но все-таки до места добрались без приключений. Заранее договорившись об экскурсии с экскурсоводом, мы скинулись по сто рублей.. Ждать гида у ворот монастыря пришлось недолго. К нам вышла молодая очень симпатичная девушка в длиннополой черной цветастой юбке и прозрачной газовой косынке. По началу я даже принял ее за монашку (вот сколько соображения – я на полном серьезе допускал присутствия монашек в мужском монастыре) Кстати, на воротах сего святого заведения красовалась надпись, что женщинам без юбок и платков, а мужчинам в шортах вход сюда запрещен. Дресскод соблюдался строго. Сперва это меня слегка позабавило. Потом я вспомнил пословицу - со своим уставам в чужой монастырь не ходят – и решил, что требования вполне нормальные.

 

 

Девушка-экскурсовод что-то рассказывала о житие пресвятого Пафнутия, о постройках монастыря, о нашествиях толи монголо-татар, толи поляков. Но  мне это было не интересно – невозможно все помнить, да и не нужно обо всем знать. Я рассматривал монастырь и обращал внимание на то, что интересным казалось мне. В целом монастырь ухоженный, много клумб с цветами, но победнее, чем Савино-Сторожевский, что в Звенигороде (там я тоже побывал). Однако ремонт и строительство тут также идут вовсю. Отремонтированные здания сияют белизной, крыши покрыты вишневой металло-черепицей, а в окнах стоят пластиковые стеклопакеты. Я спросил у нашего гида, кто здесь все вокруг строит и восстанавливает. Она ответила, что работают тут добровольцы-трутники. Как потом смог я убедиться воочию, трутниками там работали мусульмане-таджики – оказывается, все просто и без пафоса. Финансированием грандиозного проекта, как мне тут же объяснили, занимается Калужская епархия – не бедствует Калужская епархия, дела у нее явно идут в гору.

 

 



После традиционной экскурсии нам дали час свободного времени для самостоятельного осмотра монастыря. Первым делом я зашел, ради любопытства, в собор пресвятой Богородицы, построенный в 1586 году. Крыльцо у церкви слишком высокое, ступеньки не удобные, поручней нет. Взобраться туда еще полбеды, а вот спускаться сложновато. Хорошо, что я с собой трость взял – здорово она мне там помогла. (Уже выходя из монастыря, попенял на отсутствие поручней какому-то мужику в рясе. Сказал, что нарушаете 181 закон, господин хороший. Святой отец только развел руками.) Впрочем я не пожалел о «походе» в церковь. Внутреннее убранство церкви настоящие произведение искусств. Одним словом – лепота. Кстати, цены на свечки там в десять раз дешевле, чем в Храме Христа Спасителя, где самая дешевая свечка стоит 25 рублей. Лежат они на столике, разложенные по кучкам согласно цене (самые дешевые по 2 рубля). Берешь сам, сколько тебе надо, потом оплачиваешь в окошко добродушному мужичонке. Дядька полная противоположность сварливым теткам из Храма  Христа Спасителя, торгующим в иконной лавке.

 

 

Из собора я отправился к святому источнику. Он находится за крепостными стенами. На берегу реки построен небольшой домик, где вроде бы какая-то купель находится. К сожалению, окунуться в купели не удалось. Хотя в такую жару очень хотелось. Шибко много желающих было – там по очереди  запускали то группы мужчин, то группы женщин. Увы, но времени у нас было в обрез. Пришлось довольствоваться умыванием из бутылочки (рядом с домиком, находится обустроенный родник – вода хлещет из трубы, вокруг родника положены очень удобные мостки). Люди оттуда воду носят пятилитровыми канистрами. Наши тоже затарились целебной водичкой. Я же с собой даже пол-литровой пластиковой бутылки не взял. Во-первых, я не  знал, что здесь будут воду набирать. Во-вторых, последний раз я привозил святую воду из Свято-Покровского монастыря, куда я ездил к Матроне Московской, просить о здоровье мамы. Мама тогда сильно болела, через пару месяцев она умерла. Мое неприятие любой религии от этого только усилилось. 

 

 

После посещения монастыря мы оправились в староверческий храм. Храм построен в начале двадцатого века на деньги купцов-староверов. Напомню, что уголовное преследование старообрядцев в России было отменено лишь в 1905 году. Храм шикарный, монументальный, но находится сейчас довольно плачевном состоянии. Видимо, государство отстегивает средства только новообрядцам. Старообрядческая церковь в Боровске расположена на территории ПАТП. Рядом с церковью вогончики-вахтовки. В одном из таких вагончиков у староверов сделан небольшой музей. Где на стенках весят репродукции картин «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова» и других. Там в мини-музеи молодая монахиня рассказала нам о трагедии, случившейся с нашим народом в семнадцатом веке  во времена так называемых никоновских реформ, о судьбе протопопа Аввакума и боярыни Морозовой  Феодосье Прокоповне.

 

Интересной мне показалась и сама монахиня молодая, вежливая, хорошо образованная  девушка в черном одеянии. Что интересно, взгляд у нее живой, настоящий, сильно отличающийся от тех, кто выходит из церквей РПЦ. Несколько раз обращал внимание на то, что у покидающих храм после служб, взгляд стеклянный, зрачки расширены, как у наркоманов. Сами церковники такой взгляд называют просветленным.

 

Из староверческой обители мы поехали в музей Константина Эдуардовича Циалковского. Оказывается, этот ученый-гений, научная мысль которого опередила свое время, и чудак-недотепа в одном лице прожил здесь 12 лет. Отсюда из Боровска была родом его жена.  В Боровске родились первые четверо его детей (всего у него их родилось семь отпрысков – плодовитый был чертяка, несмотря на то, что практически с рождения был инвалидом по слуху).  Музей расположен в двухэтажном особняке. Домишко – типичная постройка 19-го века – первый этаж каменный, второй – деревянный. Что интересно, весной в половодье дом затапливается. Экскурсию провел какой-то прикольный дяденька. Вообщем, клево было. Только вот по лестнице, ведущей на второй этаж, людям с больными ногами подниматься не советую – слишком крута большая вероятность с ней навернуться. У меня же все обошлось. Все-таки чувство любопытства во мне всегда перебарывает чувство самосохранения.

 

Затем нам показали центр города, памятник Циалковскому смотрящему на пролетающие мимо косметические корабли. Как ни старался, как ни вглядывался я в ту точку, куда смотрит Константин Эдуардович, ракеты так и не увидел. Видимо, зрение у гения острее.   

 

 Потом мы совершили пешую прогулку по городищу. Пока шли, я обратил внимание, что черная юбка и косынка у нашего гида куда-то испарились. В обтягивающих стройные ноги белых бриджах и в крохотной оранжевой футболке она смотрелась куда более соблазнительнее.

 

Наша экскурсия закончилась на месте гибели и захоронения боярыни Морозовой (сейчас там стоит часовня). Той самой, которую нарисовал великий русский художник Суриков. Оказывается иногда события, происходящие в маленьких уездных городишках, могут впоследствии становиться вехами в истории страны.

 

 

От поездки у меня осталось масса хороших воспоминаний. О потраченном времени не пожалел. Единственное, о чем я пожалел, так только о том, что так и не догадался узнать имя нашего весьма обворожительного экскурсовода.

Tags: Боровск, путевые заметки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments